ГлавнаяИсследования
Электросамокаты и происшествия: анализ общественного мнения в СМИ и соцмедиа

Электросамокаты и происшествия: анализ общественного мнения в СМИ и соцмедиа

Аналитическое агенство ПрессИндекс
23.05.2025
access_time

Обновлено:

23.05.2025
access_time
10 мин

Методология

Для получения количественной и качественной аналитики были собраны публикации СМИ и соцмедиа, в которых упоминались инциденты с электросамокатами и штрафы для водителей данного вида транспорта.

Период исследования:

  • СМИ: апрель 2023 — март 2025;
  • Соцмедиа: апрель 2024 — март 2025.

Сообщения СМИ и соцмедиа классифицировались по следующим параметрам:

  • динамика и тональность сообщений;
  • виды происшествий с участием электросамокатов и штрафы;
  • региональное распределение публикаций;
  • отношение пользователей соцмедиа и предлагаемые меры.

Источники мониторинга: более 120 тыс. СМИ и сайтов, а также все популярные соцмедиа-платформы — Telegram, VK, Reddit, ОК, YouTube, RuTube, Дзен, X, Пикабу и др.

Динамика публикаций в СМИ об инцидентах с электросамокатами

Мониторинг СМИ за два года выявил 92,4 тыс. сообщений о происшествиях с участием электросамокатов. Анализ показал рост количества упоминаний и недовольства, связанного с опасной ездой и другими факторами.

За последний год (апрель 2024 — март 2025) зафиксировано 53,3 тыс. публикаций — на 36,1% больше, чем годом ранее (39,1 тыс.).

График динамики публикаций

Сезонный период (апрель — октябрь) 2024 года: 44,1 тыс. сообщений, что на 25,2% выше показателя 2023 года (35,2 тыс.).

Сезонная динамика публикаций

Виды инцидентов с электросамокатами в СМИ

Распределение инцидентов:

  • наезды на пешеходов — 42,5%;
  • столкновения с автотранспортом — 41,9%;
  • прочие (падения, столкновения с препятствиями и др.) — 15,7%.
Диаграмма видов инцидентов

Динамика: в 2023-2024 гг. преобладали столкновения с автотранспортом (44,1%), в 2024-2025 гг. лидируют наезды на пешеходов (43,0%).

Динамика по годам
Сравнительная динамика

Данные в соцмедиа за последний год

Среди пользователей соцсетей 23,8% жалоб — на опасность для пешеходов, 10,4% — на угрозу для водителей автомобилей.

  • ДТП с автотранспортом выросли на 24,0% (сезон — на 17,9%);
  • наезды на пешеходов — на 26,8% (сезон — на 32,1%);
  • прочие инциденты — на 73,8% (сезон — на 27,8%).

Инциденты с участием несовершеннолетних

За два года СМИ выпустили 50,7 тыс. публикаций о происшествиях с несовершеннолетними. Рост за последний год — 37,5% (сезон — на 35,6%).

Доля публикаций о несовершеннолетних — 54,8% за весь период и 55,1% за последний год.

Инциденты с несовершеннолетними

За два года 20,5% сообщений — о поездках нескольких несовершеннолетних на одном самокате. Доля выросла с 19,6% (2023-2024) до 21,2% (2024-2025).

Доля множественных пассажиров

Региональное распределение публикаций

Лидеры по количеству публикаций за последний год:

  1. Санкт-Петербург
  2. Москва
  3. Свердловская область

Динамика: Санкт-Петербург обогнал Москву, Свердловская область поднялась на третье место. Московская область вышла из топ-10.

Топ регионов

Годом ранее лидировали Москва, Санкт-Петербург и Московская область.

Региональная динамика

Динамика публикаций в СМИ о штрафах для водителей

За два года выявлено 5,6 тыс. публикаций о штрафах. В последний год рост составил 101,7% — с 1,8 тыс. до 3,7 тыс.

Динамика штрафов

За сезонный период рост составил 74,7% — с 1,7 тыс. (2023) до 3 тыс. (2024).

Сезонная динамика штрафов

Региональное распределение публикаций о штрафах

Чаще всего о штрафах писали:

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Тульская область

Динамика: Тульская область поднялась с восьмого места на третье, заменив Саратовскую область.

Региональная статистика штрафов

В предыдущем году лидировали Москва, Санкт-Петербург и Саратовская область.

Динамика по регионам штрафов

Отношение российских пользователей соцмедиа к электросамокатам

71,4% пользователей негативно относятся к электросамокатам, 14,1% — положительно, 8,4% — нейтрально.

Тональность комментариев

Основные причины негатива:

  • нарушение правил и высокая скорость — 26,0%;
  • опасность для пешеходов на тротуарах — 23,8%;
  • провоцирование аварий — 10,4%;
  • курьеры на самокатах — 4,5%;
  • ироничные комментарии о самокатчиках и вейперах — 1,6%.
Причины негатива

Предлагаемые меры:

  • полный запрет — 36,7%;
  • запрет прокатных самокатов — 2,4%;
  • введение прав и номеров — 7,1%;
  • ограничение скорости, запрет для несовершеннолетних — 17,0%;
  • ужесточение ответственности — 13,0%;
  • перенос на проезжую часть — 16,5%;
  • развитие велоинфраструктуры — 7,2%.
Предложения по решению

Получите бесплатный демо-доступ на 7 дней

Подключим кабинет, покажем платформу на ваших задачах и подберём подходящие условия.

Попробовать ПрессИндекс

Поделиться:

Последние исследования

Свежие исследования от специалистов

11.08.2025
access_time
10 мин
Гендерная ненависть в медиаполе — как растет напряжение между полами
Данное исследование позволяет оценить, как в медиасреде формируется и эволюционирует образ гендерного противостояния, а также определить, кто именно становится наиболее активным участником этих дискуссий.
Читать исследование
28.07.2025
access_time
10 мин
Куда поступать будущим пиарщикам: топ-20 вузов с программами в сфере коммуникаций
Вузы с программами по PR, рекламе и журналистике всё активнее борются за внимание аудитории в медиаполе. Сегодня абитуриенты ориентируются не только на проходные баллы, но и на цифровой имидж университета — как о нём говорят в соцсетях, как он представлен в СМИ и насколько вызывает желание поступать.
Читать исследование
10.07.2025
access_time
10 мин
Индекс цифровой репутации вузов России: кто выигрывает за внимание и доверие
В 2025 году абитуриенты выбирают университеты не только по баллам, но и по цифровому образу — насколько вуз обсуждают в соцсетях, как его оценивают в СМИ, и вызывает ли он желание поступать.
Читать исследование
Посмотреть все